Как оперные певцы готовятся к новым ролям? Франко-мексиканский тенор Роландо Вильясон показал нам это на примере оперы Вагнера “Золото Рейна”, в которой он на сцене Берлинской оперы исполняет партию Логи, бога огня.
Вжиться в роль
“Мне нравится изменчивые герои, у которых разные маски, разные лица, разные позы”, – рассказывает Вильясон. Отмечая, что новая роль – это всегда анализ характера персонажа, так, чтобы его слова звучали как ваши собственные.
Вильясон впервые исполняет Вагнера на сцене, и новизна этой работы вдохновляет исполнителя. “Перестаньте думать, перестаньте сомневаться, перестаньте анализировать! Пусть пламя горит”, – так резюмирует он свой рабочий настрой.
Путь к новой роли занимает долгие месяцы, а порой и годы. Вильясон известен в оперном мире главным образом итальянским и французским репертуаром. Партия Логи – новый поворот на его исполнительском пути.
“Когда я узнал о Логи, я влюбился в этот образ. Помню, как сказал себе: “Надеюсь, что однажды я смогу исполнить эту роль”. Эта партия никогда не казалась мне очевидной, из-за языка, типа пения…. Но я очень хотел ее сыграть. Я рад, что теперь меня ждет это огненное приключение!”.
Многогранный Логи
В Берлинской опере режиссер-постановщик Дмитрий Черняков и исполнители встречаются для первой репетиции на сцене, и это очень важный момент! Оркестровая яма пока пуста, пока исполнителей сопровождает лишь рояль.
“К моменту начала репетиций на сцене следует более или менее сжиться со своим персонажем, его физическим воплощением, с хореографией постановки. Это даст возможность сосредоточиться на музыке, оживить своего героя”, – говорит Вильясон.
“Золото Рейна” – первая из четырех опер, составляющих культовую тетралогию Вагнера “Кольцо нибелунга”. Ее общая продолжительность – 15 часов, цикл исполняется в течение четырех вечеров подряд. Такая постановка – вызов для любого театра. На репетициях Вильясон обсуждает оттенки характера своего персонажа с тенором Штефаном Рюгамером. “Ты – подлый и коварный, но одновременно дружелюбный и обаятельный”, – говорит Рюгамер.
Сложность образа Логи вдохновляет Вильясона. “Он плут. И в каждом из нас есть своя доля плутовства, – отмечает он. – Он невероятно сложный персонаж, исполнять его – одно удовольствие, ведь у Логи так много граней”.
Власть, шлем и фонетика
В этой опере о власти и предательстве есть гном, мечтающий соблазнить русалок, шлем, способный сделать человека невидимым, и, конечно же, кольцо, помогающее править миром.
Ульрике Кретцшмар, заместитель директора Немецкого исторического музея, напоминает: “Рихард Вагнер говорил, что это – первоисточник, что все начинается с “Золота Рейна”, с мифа о том, что на дне реки погребены сокровища, охраняемые русалками. “Золото Рейна” – ключ к пониманию всех произведений цикла, вплоть до “Гибели богов”, истории падения богов и начала новой эры для людей для граждан”.
В ходе подготовки к роли Вильясон занимался с преподавателем немецкого. Но даже для носителей языка тексты опер Вагнера могут стать настоящим испытанием из-за сложной фонетики.
“Там много фраз, которые повторяются, причем все они разные. Все эти “Weia! Waga! Woge, du Welle!” с аллитерацией, – комментирует Штефан Рюгамер. – Сначала кажется, что вы их запомнили, но позднее, когда появится новая аллитерация, похожая на первую, прежнюю вас вспомнить трудно. Самые распространенные ошибки при исполнении Вагнера, на мой взгляд, связаны с текстом.
После репетиций в театре Вильясон работает дома. “Я ставлю стул и исполняю все сначала в течение трех часов – рассказывает он. – Речь идет о памяти тела, для этого и нужны повторения.Идеальный сценарий – на генеральной репетиции знать, что делать на каждом этапе развития сценария”.
Костюм, эпоха, характер
В постановке Берлинской оперы все части цикла Вагнера разыгрывается во временном контексте последних 50 лет, например, сценическое оформление и костюмы “Золота Рейна” вдохновлены 1970-ми годами. Елена Зайцева, художник по костюмам, говорит о роли правильно подобранной одежды так: “Впечатление во многом создается костюмом. То есть это цвет, силуэт, парики-гримы,… дальше мы, конечно, начинаем думать о конкретном образе, потому что среди наших героев на сцене есть ученые, есть почти бандиты”.
С ней согласен и тщательно вникающий в каждую детально внешнего образа исполнитель.
“Костюм – это часть персонажа, – отмечает Dильясон. – Надевая его, мы добавляем важную грань в нашем перевоплощении в героя, которого собираемся представить на сцене. Возьмите обувь, в каждой паре вы по-разному двигаетесь, вы чувствуете текстуру костюма”.
Тенор черпает вдохновение в архивных материалах, он посещает Немецкий исторический музей, где открыта выставка, посвященная Вагнеру, чьи взгляды и сегодня вызывают ожесточенные дебаты.
“С одной стороны, мир Вагнера очень сильно ориентирован на прошлое, на германские мифы, а с другой – он чрезвычайно современен, – комментирует Ульрике Кретцшмар. – Как человек воспринимает власть? Вспомним цикл “Кольцо”, где Вотан, обладатель власти, не может от нее отказаться, даже под угрозой уничтожения, он до конца держится за договоры”.
Ульрике проводит певца к интересному стенду. “Здесь мы видим изображения работы Франца фон Зайтца, сделанные специально для Вагнера. Вот и ваш герой, Логи! Посмотрите внимательно, вы еще можете сказать театру, “Нет, я должен выглядеть так!”.
Ремарка вызывает смех, действительно, Логи того времени очень отличается от образа, созданного в Берлинской опере.
“Я так счастлив, что у меня была возможность побывать здесь и что эта выставка проходит именно сейчас, говорит Вильясон. – Все эти традиции, исторические документы… Если вы спросите, абсолютно ли они необходимы для создания характера, я отвечу, что нет. Но вся эта информация стимулирует воображение”.
Как превратиться в огонь
2 октября состоялась премьера “Золота Рейна”. Даже для опытнейшего исполнителя первый спектакль – огромное испытание.
“В день премьеры надо рассчитывать на нервозность, на этих бабочек в животе, волнение., – говорит Вильясон. – Это хорошая штука, и ее надо использовать, чтобы еще лучше выступить на сцене. Используя метафору, скажу: “Станьте тем огнем, что горит внутри вас, используйте это пламя, превратитесь в него!”